23-25 октября 2019 года в г. Грозном по инициативе кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедр иностранных языков и при поддержке руководства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет», при информационной поддержке межвузовских журналов «Рефлексия», Lingua-universum, сайта http://gerebilo.ucoz.ru/ состоялась Национальная научная конференция с международным участием «Общая и учебная лексикография в условиях билингвизма: Теория. Методы исследования. Технологии».
К участию в работе конференции были приглашены специалисты в области общей и учебной лексикографии и терминографии, преподаватели вузов, учителя общеобразовательных школ, соискатели, аспиранты, магистранты, студенты, общественные деятели и другие лица, проявляющие интерес к рассматриваемым вопросам.
В качестве официальных языков конференции использовались русский, чеченский, английский, казахский.
По материалам конференции подготовлен к изданию сборник материалов «Общая и учебная лексикография в условиях билингвизма: Теория. Методы исследования. Технологии» с присвоением соответствующих индексов УДК, ББК, ISBN. Сборник материалов будет размещен в Научной электронной библиотеке (eLIBRARY.ru) и включен в базу данных РИНЦ.
В работе конференции в очной и заочной формах приняли участие представители 4 стран (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Российская Федерация). Представлено докладов и статей 37. В подготовке докладов приняли участие 41 человек.
Основная цель проведения конференции – анализ состояния общей и учебной лексикографии и терминографии, функционирующей в условиях билингвизма, анализ теоретических и прикладных исследований, методов исследования, технологий, применяемых в лексикографии и терминографии.
Были обсуждены следующие специальные вопросы:
- теоретические и практические аспекты лексикографии для билингвов;
- методология современной лексикографии и терминографии;
- методы исследования в лексикографии и терминографии;
- модели общих и учебных словарей;
- методы и приёмы использования общих и учебных словарей в билингвальной аудитории;
- когнитивные технологии в общей и учебной лексикографии;
- интегративная лексикография и терминография;
- инвариантно-вариативная методология в терминографии;
- компьютерная лексикография и терминография;
- терминография, терминологические базы и банки данных;
- авторская лексикография и терминография;
- микроструктура и макроструктура словарей для билингвов;
- лексикографические и терминографические проекты в условиях глобализации;
- принципы отбора лексем и терминолексем для двуязычных словарей;
- соотношение языковой и внеязыковой информации в словарях для билингвов;
- лексикографическая и терминографическая фиксация языковых неономинаций.
Наряду со специальными вопросами, имеющими принципиальное значение для развития общей и учебной лексикографии, обсуждались социально значимые проблемы:
- роль лексикографии и терминографии в обеспечении экологической безопасности языков и национальных литератур в эпоху глобализации;
- развитие одноязычной и двуязычной лексикографии и терминографии как условие сохранения многообразия языков и их функциональной дифференциации, представленной разными стилями: научным, публицистическим, официально-деловым, художественным, разговорным, религиозным, разговорным;
- сохранение прав коренных народов на традиционное использование родных языков и их дальнейшее развитие в условиях информационного общества;
- разработка национальных стратегий и плана действий в области устойчивого развития лексикографии и терминографии.
В целях развития общей и учебной лексикографии и терминографии в условиях билингвизма, развития теории и прикладных исследований, методов исследования, технологий словарной работы рекомендуется:
1.Ежегодно проводить Национальную научную конференцию с международным участием «Общая и учебная лексикография в условиях билингвизма: Теория. Методы исследования. Технологии».
2.Программному комитету конференции предусмотреть систематическое проведение следующих мероприятий, нацеленных на развитие интеллектуального потенциала, профессионализма научного сообщества, на достижение нового, более высокого качества научных исследований:
1)Анализ экологии языков в эпоху глобализации:
- критический анализ языковой ситуации в своих регионах;
- нарушение права на благоприятную языковую среду;
- интегральная оценка языкового состояния в регионе.
2) Культурный, интеллектуальный, образовательный потенциал родных языков:
- сохранение разнообразия существующих языков;
- анализ правовых механизмов языковой политики;
- применение современных научно-теоретических подходов к изучению особенностей изучаемых языков;
- приоритетное сохранение языков и литератур как культурного наследия.
3) Анализ содержания, стратегии и плана действий по устойчивому развитию общей и учебной лексикографии и терминографии:
- разработка стратегии лексикографических и терминографических исследований;
- создание концепции развития лексикографии и терминографии;
- разработка индикаторов устойчивого развития лексикографии и терминографии как одного из условий поддержания. Сохранения и развития языкового многообразия:
Количественные показатели
Увеличение количества исследователей в научно-исследовательской деятельности.
Развитие проектной деятельности в области лексикографии и терминографии.
Охват сетевыми формами взаимодействия планируется около 10 тысяч человек по исследуемой проблеме.
Увеличение количества учащихся и студентов, изучающих проблемы лексикографии и терминографии.
Увеличение количества учащихся и студентов, которые будут участвовать в летней школе по лексикографии и терминографии.
Увеличение количества педагогов, которые будут вовлечены в исследования по словарной работе.
Увеличение количества студентов, которые смогут стать руководителями исследовательских работ учащихся.
Заключенние договоров с руководителями образовательных учреждений на проведение исследований по лексикографии и терминографии.
Качественные показатели
Получение на выходе более глубоких и содержательных исследований, представленных по результатам исследований.
Оптимизация региональной направленности словарных исследований.
Усиление вариативности исследовательской проблематики в рамках лексикографии и терминографии.
- издательской деятельности по проблемам региональной лексикографии и терминографии.
4) Новая лексикография и терминография начинается с новых образовательных программ 3++
- анализ ситуации в области образования (уровень речевого развитие обучающихся: точность словоупотребления, владение терминологией изучаемых дисциплин);
- использование общих и аспектных словарей в целях формирования профессиональных компетенций;
- создание информационного и лексикографического банка в целях развития образовательного, научного, культурного потенциала социума;
- использовать лексикографические и терминографические продукты в области дополнительного образования, на курсах повышения квалификации;
- повысить информированность деловых кругов и представителей бизнеса с целью привлечения их к изданию общих и учебных словарей.
5)Перспективы развития лексикографии и терминографии:
- Исследования направлены на изменения в языковой политике, на решение проблем языковых взаимоотношений, что будет иметь положительное влияние на языковое поведение как отдельного человека, так и групп людей, в частности, национальных сообществ, проживающих на территории исследуемых регионов;
- Исследование предполагает проведение просветительских акций. Оно будет способствовать появлению новых идей в области образования, просвещения, науки, в области дополнительного образования, содействовать развитию научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях, а также активизации научно-технического творчества школьников и студентов;
- Исследованию присущи следующие критерии, которые могут выступать как показатели его значимости:
1)устойчивость - возможность их длительного проведения; 2)масштабируемость: возможность использования идей в условиях других географических зон или социальных групп; 3) открытость - исследования, связанные с описанием словарных продуктов, открыты как для новых участников, так и для тех, кто хотел бы запустить аналогичные исследования самостоятельно.
Интеллект
Профессионализм
Новое качество жизни
|